Как и в жизни людей, в жизни техники имеется немало разного рода мифов, которые, на том или ином основании, почему-то разделяются многими людьми и даже профессионалами.
Например, возьмем т.н. затирочное оборудование. Так вот, в этом мире существует стойкое предубеждение, что при выборе затирочной машины ставку надо сделать на ту модель производителя, скорость вращения ротора которых имеет наибольшее значение.
На это, между прочим, делается ставка и в рекламе дилеров, где говорится «о самых быстрых и производительных на планете затирочных машинах», хотя, если присмотреться внимательнее, в этих машинах не обнаружишь ни полноценной гидравлики, ни вариаторов, ни других полезных систем и приспособлений.
Дело в том, что «паспортная» и реально существующая скорость вращения могут сильно отличаться, при чем никакой речи об обмане не идет. При стендовых испытания почти любого образца затирочного оборудования, он покажет тот результат, который и указывается в паспорте. Но дело тут в принципиальных проблемах технического характера.
В конструкции машин, снабженных механическим приводом, обязательно имеется трансмиссионный узел. Его миссия в системе - от двигателя передавать получаемую энергию к роторам. При этом роторы будут вращаться быстрее в тех случаях, чем большим будет размер шкива или шестерни, т.е. имеющегося ведущего элемента.
Однако увеличение скорости одно, а следствие – проигрыш в крутящем моменте – это уже другое. Когда бетон перед финишной отделкой его лопастями прилично затвердел, декларируемые обороты мы обязательно получим. Но в тех случаях, когда бетон еще мягкий, податливый, пластичный, крутящего момента явно не достает, и мы видим, что обещанной скорости вращения ротора нет. Более того, вследствие «залипания» бетона машина вообще иногда не может «провернуть» как следует диск.
Между тем, многие профессиональные рабочие-затирщики жалуются: если в паспорте написано частота вращения 160 об./мин., то «машины вообще отказываются крутить или едва ползают». Это примерно также, как с автомобилями: включите четвертую-пятую передачи, обеспечивающие максимум вращения колес, стоя не месте. Скорее всего, вы даже не сможете тронуться с места.
Сделать взаимосвязь крутящий момент – скорость более эластичной возможно. Для этого надо, в первом случае, на машинах, имеющих электрический привод, устанавливать вариатор. Именно последний, либо сбросом газа, либо добавлением газа, обеспечить: в первом случае, высокий крутящий момент при небольших скоростях, во втором случае – высокую скорость при небольшом крутящем моменте. Там где машины имеют гидравлический привод роторы вообще не «привязываются» механически к двигателю, но в этом случае эластичность связи обеспечивают независимые гидромоторы.
Вывод из сказанного можно сделать такой. Механические машины без вариатора вполне имеют право на существование. Надо просто понимать, что «идеология» конструирования затирочных машин у производителей разная. Для высокопроизводительной или, как говорят, финишной отделки, создаются машины с высокими максимальными оборотами и центробежной муфтой. А вот машины, имеющие «средние скорости», все задачи решают примерно одинаково. Что касается «медленных машин», то здесь вообще нужен особый отдельный разговор.